Через несколько дней мы будем отмечать 75-ый День Победы.
Во время Второй мировой войны мода была не в приоритете, но не умерла. Одежда впитала в себя дух времени, стала менее нарядной и более практичной.
Купить одежду стало сложно. Почти все предприятия швейной и текстильной промышленности выполняли военные заказы и обычную одежду не выпускали. Во всех странах, участвующих в войне, ввели жесткие нормы на покупку одежды и тканей. Их выдавали по карточкам или купонам.
Женщинам приходилось самостоятельно создавать или переделывать вещи, которые должны были служить долго. Женщины научились быть бережливыми и изобретательными, учились вышивать и вязать.
Модные журналы раньше рекламировали новые платья, а теперь анонсировали, что мода вышла из моды, и пропагандировали носить одно платье на разные случаи жизни, при этом помогая наряду выглядеть чуть иначе с помощью аксессуаров, чинить их по мере надобности. Помимо одежды в модных журналах появились рубрики о садоводстве и консервирования еды на зиму.
Ткани были практически недоступны. Было запрещено использовать шелк, шерсть и нейлон в гражданских целях. Только использованные парашюты давали возможность шить из шелка. Особым шиком считалась одежда, сшитая из парашюта сбитого вражеского летчика.
Шёлк использовали для свадебных и вечерних платьев. Они были длинные, обтягивали бёдра и расширялись внизу, часто с открытыми плечами. В основном вечерние платья шили из тюля используя для этого занавески.
Женщины в военные годы остались без нейлоновых чулок. Приходилось рисовать на голых ногах полоску, имитирующую шов чулка. Эту услугу предоставляли некоторые обувные магазины.
Из-за дефицита чулок в женском гардеробе закрепились брюки. Их носили не только на отдыхе, как раньше, но и в повседневной жизни, особенно работающие женщины. Брюки шили широкие и практичные.
Костюмы той эпохи напоминали строгую военную форму: простые фасоны, часто приталенные, обязательно с подплечниками. В основном преобладали тёмные цвета военной формы: оттенки зелёного и синего.Из-за отсутствия возможности достать одинаковые пуговицы женщины обтягивали тканью похожие по форме пуговицы.
Из-за экономии ткани, юбки стали узкими и более короткими. Практичная длина – до колена или чуть ниже колена.
Платья и блузы украшали воротничками, это их делало более торжественными.
Дизайнеры проявляли патриотизм и использовали военные элементы в отделке женской гражданской одежды: объемные карманы, ремни, пряжки, эполеты, галстуки. Это создавало ощущение единства армии и народа.
Женщины начали носить сумки через плечо. Они были гораздо удобнее прежних дамских сумочек, оставляли свободными руки. Прототипами таких сумок были военная планшетка, сумка почтальона и сумка для противогаза.
В 1939 году в Париже Коко Шанель и Мадлен Вионне закрыли свои Дома моды. Почти до середины 1940 года продолжал работать экстравагантный Дом моды Эльзы Скиапарелли. Она изменила формат, и начала создавать коллекции с военной тематикой. В соавторстве с Робером Пиге Эльза создала комбинезоны для бомбоубежищ.
Комбинезон стал очень популярным предметом одежды во время войны. Он был удобен, так как его можно было быстро надеть. Комбинезоны шили из плотных тканей, они были теплыми и имели множество карманов, в которые можно было в считаные секунды сложить все самое необходимое.
Когда продолжать работать стало невозможно, Эльза отправилась в США с рекламным туром с целью пропаганды французской моды и культуры. С собой она взяла только одну коллекцию и новых коллекций до 1945 года не создала.
Тем временем начала развиваться американская мода. Основоположницей демократической американской моды стала Клэр Маккарделл. Она шила легкие и удобные платья-халаты с запахом для повседневной носки. В таких платьях женщинам было удобно заниматься домашним хозяйством и одновременно выглядеть привлекательно.
Кожа для обуви использовалась только на фронте, поэтому росла популярность тканевой обуви. Также в моду входит обувь на плоской подошве и модели с открытым носком или пяткой.
В обувной сфере самым популярным дизайнером был итальянец Сальваторе Феррагамо. Он создавал футуристические модели обуви из целлофана, соломы, конопли, пробки. Из нейлоновой сетки Сальваторе создал туфли America на клиновидном каблуке, за которые получил премию Neiman Marcus Award.
В моде военных лет часто носили головные уборы. Они скрывали недостатки причёски. Помимо фетровых шляпок женщины очень полюбили тюрбаны. Их делали из самых разнообразных тканей, платков и шарфов, повязывая всевозможными способами.
Техника безопасности на производстве требовала повязать голову, поэтому тюрбан стал неотъемлемой частью женского образа военного времени.
Такой ансамбль 40-х годов из пальто с ручной вышивкой в грузинском стиле и шляпкой, имитирующей тюрбан, мне встретился в сентябре 2019 года на выставке «ВДНХ в моде» из Фонда Александра Васильева на ВДНХ, в г. Москве.
Режим экономии ткани сказался и на пляжной моде. До войны носили слитные купальники с короткой юбкой. Теперь появились раздельные купальники с трусами с высокой талией. Это были первые шаги к появлению бикини в 1946 году.
Стала популярной спортивная одежда, шорты, открытый живот.
В Европе не проходили модные показы, но показывали американское кино. Поэтому во время войны законодателем мод становится американский Голливуд.
Модные тенденции диктовали кинозвёзды: Лана Тёрнер, Вероника Лейк, Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт, Бетти Грейбл, Кэтрин Хепберн, Хеди Ламар, Ингрид Бергман. Они были воплощением эталона женской красоты, к которому стремились многие женщины по обе стороны океана.
На контрасте актрис со сдержанным стилем, в США в это же время стала популярна бразильская актриса и певица Кармен Миранда. В её красочном сценическом образе было много бус, браслетов и обязательно – шляпы с цветами и фруктами. Она любила длинные юбки и обувь на платформе.
Предлагаю посмотреть мой любимый номер в её исполнении: песня из фильма «Выходные в Гаване» (Week-End in Havana, 1941, реж. У. Лэнг).
В Советском кинематографе в это время самыми красивыми считались Валентина Серова, Людмила Целиковская, Тамара Макарова и Любовь Орлова.
О моде первой половины 40-х в современном кинематографе можно говорить бесконечно. Я выбрала свои любимые образы.
Героиня Моники Беллуччи в фильме «Малена» (Malèna, 2000, реж. Дж. Торнаторе) носит простые платья с цветочным принтом и фактурные костюмы.
В фильме «Авиатор» (The Aviator, 2004, реж. М. Скорсезе) роскошные наряды Голливудских див демонстрируют Кейт Бекинсейл в роли Авы Гарднер и Кейт Бланшетт в роли Кэтрин Хепберн.
Повседневные платья военных лет носит героиня актрисы Рейчел Макадамс в фильме «Дневник памяти» (The Notebook, 2004, реж. Н. Кассаветис).
В вековой истории в фильме «Век Адалин» (The Age of Adaline, 2015, реж. Л.Т. Кригер) тоже есть немножко «сороковых».
Много вязаных вещей, которые женщины в военные годы создавали сами, носит героиня Джеммы Артертон в фильме «Их звёздный час» (Their Finest, 2016, реж. Л. Шерфиг).
В фильме «Союзники» (Allied, 2016, реж. Р. Земекис) героиня актрисы Марион Котийяр во время спецзадания в Касабланке носит нарядные платья.
А так выглядело её свадебное платье.
Несмотря на то, что действие фильма «Клуб любителей книг и пирогов из картофельных очистков» (The Guernsey Literary and Potato Peel Pie Society, 2018, реж. М. Ньюэлл) происходит в послевоенное время, героиня актрисы Лили Джеймс носит одежду военных лет: женственные блузы, юбки-миди, платья, тренчи и изысканные шляпки.
В любое время женщины оставались женщинами и находили способы и поводы наряжаться.
Другие посты по рубрикам:
Σχόλια