I believe in pink (Я верю в розовый цвет) - знаменитая цитата Одри Хепберн. Не только Одри любила и носила инфантильный цвет, который считается традиционным для девочек до 12 лет. Некоторые образы "в розовом" стали культовыми в истории моды.
Оттенки нежно-розового в одежде стали популярны в XVIII веке во Франции, когда на смену барокко пришло праздное и игривое рококо.
Розовый цвет символизировал изысканность, роскошь и аристократизм, поэтому его носило только общество crème de la crème. Тогда розовый цвет в одежде носили и женщины – платья, и мужчины – сюртуки и фраки.
Маркиза де Помпадур, официальная фаворитка французского короля Людовика XV, обожала розовый цвет. Она покровительствовала науке и искусству, у неё были разнообразные хобби.
Купив очередное имение в г. Севре, она создала в нём собственное фарфоровое производство. Маркиза принимала активное участие в процессе производства: от нахождения мастеров и художников до выбора форм и красок для будущих изделий. В результате экспериментов на Сервской фарфоровой мануфактуре был создан редкий розовый цвет фарфора, добавляя в розовый синий, черный и желтый цвета. Этот оттенок розового назвали в честь Маркизы — Rose Pompadour.
В живописи одна из знаменитых картин того периода – «Качели», Жан-Оноре Фрагонар. Качели раскачивает немолодой мужчина, сидящий в тени деревьев. Главная героиня картины – молодая игривая девушка на качелях. Приближаясь к своему возлюбленному, который прячется в траве среди цветов, она приподнимает ногу, и у неё слетает туфелька-мюли. Коралловое платье с кружевами, шляпка и мюли в тон подчёркивают очарование и кокетство юной леди.
После Маркизы Помпадур законодательницей моды во Франции стала королева Франции Мария-Антуанетта. Она была первой, кто носил кутюрные платья, которые ей создавала «министр моды» Роуз Бертен. Мода стала не просто ремеслом, а искусством. Мария-Антуанетта ввела в моду высокие прически, которые украшали цветами, перьями, искусственными птицами, жемчугом и даже бриллиантами. Модные аристократы пудрили или красили свои волосы в необычные цвета. Особенно популярен для волос был цвет «Клубничный блонд».
В кинематографе это время органично передано в красочном фильме «Мария-Антуанетта» (Marie Antoinette, 2006, реж. София Коппола) с Кирстен Данст в главной роли. На протяжении всего фильма на актрисе множество розовых образов с летящими тканями, лентами и кружевами. Фильм получил несколько премий за лучшие костюмы, в том числе премию «Оскар».
Художнику по костюмам Милене Канонеро пришла мысль «одеть» всю картину в красивые пастельные тона, когда она увидела присланную ей режиссером коробку печенья макарон из старейшей французской кондитерской Ladurée. Эта кондитерская изготавливала все торты и пирожные для фильма.
Туфли для фильма создал испанский дизайнер обуви Маноло Бланик. Они вполне современные, хотя и соответствуют моде того времени.
Сейчас эти туфли кочуют по выставкам. В 2017 году они были представлены на выставке «Маноло Бланик. Обувь как искусство» в Эрмитаже, в г. Санкт-Петербурге.
Мне посчастливилось полюбоваться этими туфлями в сентябре 2019 года на выставке An Enquiring Mind: Manolo Blahnik в Собрании Уоллеса (Wallace Collection) в Лондоне.
Не случайно одна из красивейших коралловых пар туфель из фильма "Мария-Антуанетта" была выставлена именно возле картины «Качели».
Идеальное сочетание классического и современного искусства.
Со временем, в XIX веке, розовый цвет из круга знати перешёл в круг рабочего класса. В это время розовый цвет был цветом для мальчиков, так как розовый – это оттенок красного, цвета мужества. И только в конце 50-х ХХ века розовый цвет стал «девчачьим».
В первые декады XX века французский дизайнер Поль Пуаре создавал платья и манто разных розовых оттенков: от бледно-розового, кораллового до яркой фуксии.
В 30-ые годы XX века итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли ввела в моду новый цвет – шокирующий розовый – насыщенный цвет фуксии. В то время этот цвет считался недостаточно интеллектуальным и вызывающим, воспринимался как вызов общепринятым нормам.
Началось всё с духов Shocking, коробочка которых была именно этого цвета. Это был невероятный успех, поэтому Дом моды также выпустил помаду цвета Shocking Pink. Шокирующий розовый перекочевал и на коллекцию одежды, этот цвет стал частью ДНК бренда. Все творения Эльзы были экстравагантными, она часто творила с художниками-сюрреалистами.
После Второй мировой войны розовый цвет ушёл в тень, как и всё неординарное, что творила Эльза.
В конце 1954 года Дом моды был закрыт, но в 2013 году он снова открыл свои двери и был внесён в список членов Chambre Syndicale de la Haute Couture.
Шокирующий розовый в настоящее время снова «выгуливается» на красной дорожке.
На смену Эльзе пришли другие дизайнеры, возродившие женственность.
Свою любовь к розовому не скрывал гениальный Кристиан Диор. Он говорил, что розовый цвет это цвет счастья и женственности. Такой повседневный летний костюм из шелка, состоящий из плиссированной юбки и жакета с укороченным рукавом, я обнаружила в сентябре 2018 года на выставке «Курортная мода» из Фонда Александра Васильева на ВДНХ, в г. Москве.
Диор агитировал женщин носить розовое на контрасте обезображенных войной улицах Парижа. Диор любил цветочные узоры, оттенки розы и мрамора.
В 1956 году он создал одно из ярких розовых платьев – вечернее платье из шелка с турнюром в форме розы, названное Opera Bouffe.
В ноябре 2017 года в Музее декоративного искусства в Париже я побывала на первой для меня выставке, посвященной великому кутюрье, Christian Dior: Couturier du rêve. Выставка была посвящена 70-летию Дома моды.
Были выставлены произведения Haute Couture от 1947 года до наших дней, не только самого основателя дома моды, но и шести его преемников. Для творений розового цвета была отдельная витрина, состоявшая из платьев, сумочек, туфель, перчаток, косметики. Также много платьев с розовыми цветами были в блоке «цветочных» платьев. Цветочный принт и гламурный розовый цвет присутствуют в коллекциях Дома моды Диор в течение всей истории существования.
Ещё больше розовых платьев было представлено на выставке Christian Dior: Designer of Dreams в музее Виктории и Альберта в Лондоне, которую я посетила в мае 2019 года.
Испанский дизайнер Кристобаль Баленсиага тоже не обходил стороной розовый цвет. В отличие от приталенных платьев Диора, в платья Баленсиаги были объемные силуэты со сложными структурными деталями. Баленсиага создавал платья с завышенной талией, наряды закрытые спереди с декольтированной спиной, юбки-баллоны, объемные накидки с большими капюшонами.
В 1983 году Ив Сен Лоран представил одно из самых красивых платьев в его творчестве. Платье под названием «Париж» состоит из розового топа с открытыми плечами с огромным бантом за спиной и бархатной чёрной юбки с высоким разрезом. Эта модель интерпретировалась Домом моды годами.
Ещё одно из культовых розовых творений haute couture – нежно-розовый конусообразный корсет, созданный Жаном-Полем Готье, для тура Мадонны.
Самый незабываемый розовый образ в кинематографе – ярко-розовое платье с шикарным бантом, перчатками в тон и бриллиантовыми браслетами и колье, в котором Мэрилин Монро пела песню "Diamonds are the girl's best friend" в фильме "Джентельмены предпочитают блондинок" (Gentlemen Prefer Blondes,1953, реж. Ховард Хоукс). Платье, которое сделало Мэрилин звездой, создал художник по костюмам Уильям Травилла.
Годом ранее Мэрилин появилась в летнем и игривом платье цвета фуксии в фильме «Ниагара» (Niagara, 1952, реж. Генри Хэтэуэй). Эта модель платья стала очень популярна в США в течение 1950-х.
Более сдержанный и элегантный розовый образ был создан оскароносным художником по костюмам Эдит Хэд для Грейс Келли в фильме «Поймать вора» (To Catch a Thief, 1955, реж. А. Хичкок).
Розовый цвет стал женским после пропаганды розового цвета в фильме «Забавная мордашка» (Funny Face, 1957, реж. Стэнли Донен), где главный редактор модного журнала Мэгги Прескотт в исполнении Кей Томпсон (прототип героини – легендарный главный редактор американского Vogue Диана Вриланд) поёт песню Think Pink.
В песне она советует мыслить «по-розовому» и фантазирует о том, как замечательно использовать розовый цвет для всех женских товаров.
Розовомания даже повлияла на свадебную моду. Бриджит Бордо на своей свадьбе в 1959 году была в приталенном платье с пышной юбкой в мелкую розовую и белую клетку (узор «виши»), которое создал французский дизайнер Жак Эстерель.
Также в розовом платье на своей второй свадьбе была Одри Хепберн в 1969 году. Нежно-розовое мини-платье с легким намёком на трапецию с оригинальным воротником в форме воронки создал любимый дизайнер и друг Одри – Юбер де Живанши. Вместо традиционной фаты на невесте была небольшая косынка в тон платью.
Одри Хепберн во многих своих фильмах появлялась в розовых образах, и почти все они становились культовыми. Розовый костюм из коктейльного платья с пайетками и с розовым бантом, подчёркивающим тонкую талию, и лёгкое атласное пальто с коротким рукавом, из фильма «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany's ,1961, реж. Блэйк Эдвардс) тоже создал Ю. Живанши. Образ дополняют туфли в тон, серьги и детская розовая диадема.
Ю. де Живанши также создал зефирно-розовое платье, в котором Одри появляется в финальных сценах фильма “Париж, когда там жара” (Paris When It Sizzles,1964, реж. Ричард Куайн).
Художник по костюмам Сесил Битон для Одри создал розовое платье с огромным цветком, в котором она казалась ещё более хрупкой, для фильма «Моя прекрасная леди» (My Fair Lady, 1964, реж. Джордж Кьюкор).
Что касается советского кинематографа, у меня три фаворита.
Нежно-розовый короткий халатик с мехом на воротнике, который носила роковая красавица, в исполнении Светланы Светличной в фильме «Бриллиантовая рука» (1969, реж. Леонид Гайдай). Образ дополнен объемными клипсами, белой повязкой на голове и белыми туфлями.
Розовое платье Зиночки, в исполнении Натальи Селезневой, с контрастной отделкой и рукавами-колокольчиками, созданное Вячеславом Зайцевым для фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (1973, реж. Леонид Гайдай).
И нежно-розовое приталенное платье с цветочным принтом и рюшами с завязочками на воротнике и манжетах, в котором героиня Людмилы Гурченко пришла в ЗАГС в фильме «Любимая женщина механика Гаврилова» (1982, реж. Петр Тодоровский).
В политике самый печально-известный «розовый» образ – твидовый костюм-двойка с тёмно-синими лацканами, который был на Жаклин Кеннеди во время убийства президента Джона Кеннеди в Далласе.
Костюм был сшит в ателье Chez Ninon. Это точная копия модели Chanel из осеннее-зимней коллекции 1961 года. Ткань и фурнитура были присланы из ателье Коко Шанель, которая была в курсе того, что ее модель собираются скопировать для первой леди. Этот образ дополняла шляпка-таблетка в тон костюма и белые перчатки.
Ещё один культовый «розовый» образ Жаклин – атласное платье без рукавов от Christian Dior, в котором она появилась на приеме в Белом доме в 1962 году.
Не смотря на то, что в последние 100 лет у королевских особ нет такого большого влияния на моду как несколько веков назад, нам всё равно любопытно наблюдать за их образами. В основном это британская королевская семья. Розовый цвет носила каждая: от Королевы-матери до Герцогини Кембриджской.
Но самой большой любовью к розовому отличалась Диана, принцесса Уэльская. Розовые образы у неё были как в повседневных нарядах, так и протокольных, которые подходили под все пункты регламента.
В августе 2018 года в Кенсингтонском дворце в Лондоне на выставке Diana: her fashion story одно из платьев, которые мне там понравились, было зефирно-розовое платье, созданное дизайнером Зандрой Роудс, в котором Диана была на банкете во время визита в Киото, в Японии. Платье отражало в то время цветущую сакуру.
В начале 2000-х розовый цвет снова стал очень популярен, особенно после выхода фильмов «Блондинка в законе» (Legally Blonde, 2001, реж. Роберт Лукетич) и «Блондинка в законе 2» (Legally Blonde 2: Red, White & Blonde, 2003, реж. Ч. Эрман-Верфелд), в которых героиня Риз Уизерспун меняет розовые наряды на протяжении фильмов и доказывает, что красота может сочетаться с умом.
Через несколько лет вышел фильм «Дрянные девчонки» (Mean girls, 2004, реж. Марк Уотерс), в котором у главных героинь было правило по средам носить розовое.
В это время на пике популярности была светская львица Пэрис Хилтон, которая тоже обожала образы Барби в розовом.
Сегодня ей не уступает Ники Минаж, но её образы скорее агрессивные, чем по-детски милые.
Дизайнеры тоже не забывают этот цвет в наши дни: Рианна в платье Giambattista Valli появилась на вручении Grammy в 2015 году, Леди Гага в платье Valentino на Венецианском фестивале в 2018 году, а Скарлетт Йоханссон в Versace на кинопремии BAFTA в 2020.
В современном кинематографе уже культовым стало розовое платье из тюля Molly Goddard в дуэте с грубыми ботинками Balenciaga в сериале «Убивая Еву» (Killing Eve, с 2018), в котором главная героиня, хладнокровная убийца и модница Вилланель, в каждой серии радует любителей моды своими разнообразными образами. За лучшие костюмы сериал получил награду BAFTA в этом году.
В процессе написания этой статьи я поняла, что в моём гардеробе слишком мало розовых платьев, и я уже знаю, что я пойду выбирать и примерять, когда закончится shopdown :).
Comments