В этом году в Калининградской области появилась новая "точка" для любителей моды: в курортном городке Зеленоградске на берегу Балтийского моря открылся Музей курортной моды.
Курорт - это наши счастливые моменты, когда мы наслаждаемся свободными часами и красотой окружающего мира, хотим наряжаться и красиво проводить время. Этот музей - частный выставочный проект на основе обширной коллекции исторических костюмов и аксессуаров XIX-XX веков, из Фонда Александра Васильева. Выставка отражает эволюцию курортной моды на протяжении трёх веков, демонстрируя смену актуальных силуэтов, тканей, модных и социальных тенденций.
Здание музея - бывший кинотеатр "Янтарь", построенный в 1965 году. Рассчитанный на 450 мест, использовался по назначению до начала 1990-х годов. В 2000-е годы он был частично перестроен, внутри разместилась детская спортивная школа, а затем – вещевой рынок.
Появление курортов в Прибалтике в первой половине XIX века. Первые места, специально отведенные для отдыха и лечения, появились еще в античные времена. Например, солдаты и офицеры римской армии для исцеления ран, полученных во время сражений, отправлялись в Фиорентию - современную Флоренцию: термальные воды Тосканы уже в те времена были известны своими целебными свойствами. В эпоху Средневековья европейцы обходили источники стороной: их считали порождением дьявола. Но с началом Ренессанса они вновь обрели популярность.
В конце XVIII века в Великобритании возникает мода на прогулки вдоль берега моря - считается, что они положительно влияют на здоровье. Курорты Брайтон и Бат становятся знаменитыми в Европе, возникает потребность в особой одежде для променадов по набережной. В начале XIX века входит в моду небольшой бельгийский курорт Спа, своим именем давший название целой отрасли оздоровительных процедур и лечения.
Детское платье для прогулок из набивного шелка с детским кринолином, отделанное тесьмой и рюшами. Западная Европа, 1860-е годы.
Бальное платье с кринолином из шелка с набивным цветочным рисунком. Западная Европа, 1850-е годы. (внизу)
Летние платья второй половины XIX века. В 80-е годы XIX века мода на широкие кринолины с металлическими обручами сменилась модой на турнюры - объемные сооружения ниже талии на спине. Эти тенденции коснулись и платьев для прогулок на отдыхе. Девочки так же, как и взрослые дамы, носили кринолины и турнюры, а их ноги были закрыты длинными панталонами.
Загар был прерогативой рыбачек: дамы по-прежнему не любили раздеваться на пляже и прятали свои лица от солнечных лучей под полями соломенных шляп и кружевными зонтиками. Скрыться от солнца помогали и специальные объемные кресла-корзинки "штрандкорб" - они были изобретены в 1882 году графиней Эльфридой фон Мальцан и позднее распространились по всему балтийскому побережью.
Летняя сумочка из оливкового дерева. Ницца, 1870-ые годы. Дамская шляпка. Западная Европа, 1880-е годы.
Кувшин из фаянса с портретом королевы Пруссии Луизы. Кёнигсберг, конец XIX века.
Прогулочное платье из набивной хлопчатобумажной ткани, с кружевным воротничком, отделанное тесьмой. Германия, 1880-е годы.
Детское дневное платье из набивного ситца. Россия, 1900-ые годы. Визитное платье с турнюром из шелкового муара и крепа. США, 1888-1889 гг.
Курортная мода 1900-х годов. В эпоху модерна (или югендстиля, как называли это направление в Германии), женщины стали постепенно проявлять интерес к купальникам. В те времена купальные костюмы представляли собой единое одеяние из длинных панталон и плотного корсажа. Эта одежда полностью закрывающая тело, шилась из шерстяного трикотажного полотна однотонных темных оттенков: черного, серого или темно-синего цвета. К таким купальникам дамы добавляли специальные купальные чепчики. В воду нужно было заходить, не снимая чулок, в обуви на прорезиненной подошве с завязками на щиколотке. Мужчины также использовали цельные полосатые купальники, максимально скрывавшие тело.
Визитный ансамбль: двубортный льняной жакет с рукавами жиго; платье из ситца с вышивкой шелковой гладью. Западная Европа, 1895 г.
Стиль модерн и летняя мода 1910-х годов. В начале XX века женская талия была сильно акцентирована: её утягивали корсетом. Приталенный силуэт был увенчан большой шляпой, которую крепили шляпными булавками. Длинные юбки в пол, как правило, дополнялись шлейфом. Дамы берегли себя от солнечных лучей с помощью летнего зонтика - аксессуара, незаменимого на морских курортах.
Первые семейные купальни появились в 1900-е годы, а смешанные пляжи распространились по всей Европе только по окончании Первой мировой войны.
Соломенная шляпка с искусственными цветами и кружевом. США, 1910-е годы.
Платье для прогулок из батиста с вышивкой гладью и отделкой кружевными рюшами, дом моды Mademoiselle Biasse. Париж, 1905.
Платье из шерстяного сукна с воротником-стойкой, ажурной отделкой и обтяжными пуговицами, дом моды Maison Drouot. Франция, 1905.
На аксессуары в музее выделена отдельная стена, на которой находится большой экран, демонстрирующий кадры модниц из разных фильмов.
Реформа силуэта и мода Первой мировой войны. Первая мировая война и женская эмансипация резко изменили силуэт дамских платьев: если в начале века модной считалась длина в пол, то в десятые годы стал популярным более демократичный вариант с подолом, закрывающим икру. Курортницы начали отказываться от корсетов и весьма охотно переходили к моделям платьев с завышенной талией - такие образы предлагал самый знаменитый парижский кутюрье того времени Поль Пуаре.
Увлечение платьями сменилось модой на более практичные прогулочные костюмы - так называемые "троттеры", состоящие из юбки, блузки и жакета. Это заметно упростило и демократизировало моду.
Костюм в морском стиле из хлопка для мальчика. Германия, 1915. Платье из шелкового атласа с отделкой кружевом. Лондон, 1914.
Костюм "тальер" для морских прогулок из набивного хлопка, торговый дом Au Bon Marche "Maison Aristide Boucicaut". Париж, 1914.
Стиль ар-деко и курортная мода 1920-х годов. Под влиянием стиля ар-деко в 1920-е годы дамское платье обрело прямоугольный силуэт, заниженную талию и длину до колена. Одной из наиболее известных личностей того времени была Коко Шанель, любившая загорать на пляжах. Не удивительно, что, кроме прочего, она ввела в моду ещё и загар. Он по-прежнему популярен и сегодня, спустя 100 лет.
Небольшие шляпки-клош соответствовали коротким стрижкам с чёлкой, актуальным в те годы. В моде нередко использовались фольклорные мотивы и орнаменты - первая волна русской эмиграции вознесла их популярность на невиданную высоту.
Именно эмигранты из России открыли в Кранце (ныне Зеленоградске) русский ресторан, где позже дебютировал знаменитый певец Иван Ребров.
Летнее платье из набивного шифона, из бывшей коллекции Бруклинского музея. Нью-Йорк, 1927.
Пляжный пижамный костюм из шелкового атласа и набивного шифона. США, 1928.
Летний зонтик с набивным рисунком в стиле ар-деко. Франция, 1925. Купальник из шерсти в стиле ар-деко. Франция, 1925.
В 1920-е годы появились конкурсы купальных костюмов. К купальникам полагались чулки, шапочка и купальные тапочки. Как ни странно, они дошли до нашего времени почти без изменений. Мода на загар упростила покрой купальных костюмов. Возникли первые смешанные пляжи, родоначальником которых многие считают пляж "Флория" в Константинополе, основанный русскими эмигрантами.
В конце 1920-х годов Эльза Скиапарелли утвердила моду на пляжные брюки клёш из джерси, а русские эмигрантки Мария Новицкая и Соня Делоне считались самыми престижными создательницами купальных костюмов в стиле ар-деко.
Новым элементом курортной моды и подлинным знаком женской эмансипации в это десятилетие стала шелковая пижама, воспетая Александром Вертинским.
Костюм для мальчика в русском стиле: косоворотка из сукна с вышивкой шерстяной нитью, шорты изо льна. Франция, 1920-е годы.
Платье изо льна с отделкой мережками, из гардероба палеонтолога Марианны Алексеевны Борисяк. СССР, 1920-е годы.
Летние наряды 1930-х годов. После ярких двадцатых Великая депрессия 1929 года ввела в моду монохром: актуальность обрели драматичные черный и белый цвета, силуэт стал более женственным за счёт кроя по косой.
В 1930-е годы путешествия к морю были очень популярны. Курортники стали использовать для выездов отдельный специальный гардероб и собирать все необходимые принадлежности и косметику в дорожные чемоданчики-несессеры. Летний сезон в Кранце в те времена был настоящей выставкой модных новинок.
Платье для прогулок из хлопка, отделанное вышивкой гладью. Германия, 1938.
Пляжный ансамбль: купальник из шерстяного трикотажа (Западная Европа, 1935) и летнее кимоно из шелка (Япония, 1930-е годы).
Чемодан-несессер с женскими принадлежностями: перчатки, флаконы, зонт, маникюрный набор, пудра; зажимы и приспособление для создания прически "волна"; бисерные украшения - воротник и пояс. Западная Европа, 1930-е годы. Сумочки в стиле ар-деко из рубленого бисера. Германия, 1930-е годы. Перчатки с крагами, пудра Gemey, броши. Европа, 1930-е годы. Фигурка купальщицы из фарфора. Западная Европа, 1930-е годы.
Голливуд подарил миру новый стиль - гламур, который привнёс в гардеробы модниц блестящие платья из ламе и кружева машинного плетения. Такие наряды отлично подходили для вечеринок при дорогих курортных отелях. В моду вошла серебряная и золотая обувь, а также сумочки, вышитые стразами, бисером и жемчугом. Купальники стали более открытыми и спортивными, особенно после Олимпиады 1936 года.
Нарядное платье для прогулок из гипюра на шелковом чехле. Лондон, 1932. Вечерние босоножки. Шанхай, 1940-ые. Сумочка из кожи с тиснением. Германия, начало 1940-х. Театральный бинокль, колье. Европа, 1940-е годы. Пудреница из латуни. Франция, 1940-е годы.
Мода Второй мировой войны. Вторая мировая война сильно повлияла на стиль сороковых годов. Были введены карточки на модные товары, многие частные швейные и меховые ателье закрылись. В женскую моду вошли подплечники, обувь на платформе, высокие прически, тюрбаны, а платья стали короче.
Отсутствие разнообразия в фасонах компенсировалось яркой косметикой: красной губной помадой, тушью для ресниц и подводкой бровей.
Модницы рисовали на ноге шов от дефицитных чулок.
Война отразилась на форме аксессуаров: появились броши-самолёты, броши из ветрового оргстекла сбитых бомбардировщиков и браслеты в форме танковых гусениц.
Форменное платье официантки из шерсти. Германия, 1940-е годы. Кресла из дерева с веревочным плетением фирмы Arthur Hartwich. Кёнигсберг, 1940-е годы. Журнал мод Wiener modenspiegel. Германия, 1941. Коробка от мыла Puhl&Co. Берлин, 1940-е годы. Коробка от конфет Am Wegesrand. Германия, 1940-е годы. Подвенечное платье из креп-сатина. Германия, 1940-е годы.
Отдых на советских курортах в Сталинскую эпоху (1947-1953). После войны состав отдыхающих в Зеленоградске изменился. Место постепенно стало известным советским курортом для военнослужащих и их семей. Эти годы отличаются большой популярностью трофейной моды: активно использовались немецкие ткани, можно было купить привезенную из Германии обувь, также в ходу были шляпы, сумочки, горжетки и парфюмерия немецкого происхождения.
В конце 1940-х годов во Франции появляются первые раздельные купальники - впрочем, до их дебюта на пляжах Балтики должно было пройти ещё очень долгое время.
Летний костюм изо льна с контрастной вышивкой гладью из гардероба акушера-гинеколога З.А. Бессоновой, приобретен в ГУМе в 1953 г. Бамбуковый зонт с вышивкой гладью. Китай, 1950-е годы. Пляжный ансамбль из нейлона с отделкой плиссе и драпировкой по корсажу, торговая марка Rose Marie Reid of California. США, начало 1950-х годов. Летнее кимоно из шелка. Япония, 1945.
Стиль New Look и летняя мода эпохи оттепели (1953-1962). После 1953 года стиль New Look, пришедший к нам из Франции, успешно адаптируется среди советских модниц - благодаря стилягам, кинофильмам времен оттепели и эстрадным певицам той эпохи.
Платья становятся пышнее, после долгого периода закрытых горловин в моду входят декольте, а также широкие нижние юбки, капроновые чулки со швом и солнечные очки "лисички". В эпоху хрущёвской оттепели популярность приобретают синтетические ткани - капрон и нейлон. Они позволяют делать летние платья более воздушными, юбки - более пышными и широкими. Советская мода подражает, кроме французских образцов, стилю одежды стран народной демократии. Особенно популярны в это время платья из Венгрии, ГДР, Польши, обувь из Чехословакии.
Платье в стиле New Look из капрона, торговая марка Elegant. Берлин, 1950-е годы. Платье из нейлона с набивным цветочным рисунком. СССР, 1950-е годы. Летнее платье из набивного хлопка. Западная Европа, 1960. Шляпка, 1960-е годы. Сумка портфель из искусственной кожи с отделкой тесьмой, из гардероба прима-балерины Большого театра Ольги Лепешинской. Франция, 1960-е годы.
Выкройка летнего платья, артель "Новая книга" - Ленгорпромсовет. Ленинград, 1950-е годы. Капроновые чулки. Западная Европа, середина 1950-х годов. Журнал Mode und Handarbeit. ФРГ, 1950-е годы. Модельные туфли на шпильке. Западная Европа, 1950-е годы. Солнцезащитные очки "лисички". Западная Европа, 1950-е годы. Машинка для штопки чулок и носков. Ленинград, 1950-е годы.
Мода пятидесятых была рассчитана на стройные фигуры женщин, переживших войну. В 1960-е годы концепция красоты меняется - силуэт теряет свою хрупкость, становится более прямоугольным, атлетическим. В моду входят занятия спортом, призванные сохранить стройность стана: особенно популярен был обруч.
Каблуки-шпильки уступают место квадратным, более низким и устойчивым каблукам. Длина платья укорачивается после того, как в эпоху твиста на смену чулкам приходят колготки.
Платье в стиле New Look из хлопчатобумажной ткани с набивным рисунком. СССР, 1950-е годы.
Купальник из набивного ситца с драпировкой. США, 1950-е годы.
Курортная мода первой половины 1960-х годов. В 1960-е годы силуэт выпрямляется, а мода на мини постепенно утверждается не только в больших городах, но и на курортах СССР. Полёты советских космонавтов вводят в моду футуристические элементы, для украшений используются пластиковые, алюминиевые и никелевые покрытия. Кроме того, меняется форма солнечных очков, обуви и головных уборов. В широкий обиход входят колготки, которые влияют на длину платьев и конструкцию нижнего белья. Также на шестидесятые приходится бум бикини во всем мире - в Советском Союзе за импортными купальниками выстраиваются очереди.
Летний костюм из набивного хлопчатобумажного сатина, из гардероба балерины Большого театра Фаины Ефремовой. Дом моды Lyanne, Сидней, конец 1950-х годов. Платье из вискозы с аппликацией шнуром в марокканском стиле. Италия, 1960-е годы. Купальник из синтетического трикотажа. Торговая марка Catalina, Лос-Анджелес, 1960-е годы. Платье из набивного хлопка, из гардероба прима-балерины Большого театра Ольги Лепешинской. США, 1960-е годы. Платье изо льна контрастных цветов. Дом моды Jeanne Lanvin, Париж, конец 1960-х годов. Льняной костюм из жакета и платья. Дом моды Etienne Couture, Париж, 1968.
Мини-платье из набивной хлопчатобумажной ткани, конец 1960-х годов. Платье из вискозного штапеля с психоделическим узором. Найдено в костюмерном фонде киностудии "Мосфильм". ГДР, 1960-е годы.
Стиль хиппи и летняя мода 1970-х годов. Стиль хиппи, пришедший в начале 1970-х годов с Запада, отразился в моде на фольклорные и этнические мотивы в одежде. Мужчины и женщины начали носить брюки-клеш, а также вещи, выполненные в лоскутной технике "пэчворк". Для курортной и пляжной моды этого десятилетия характерны махровые ткани с ярким набивным рисунком и психоделическими мотивами. Особенно популярен был оранжевый цвет, оттенки зеленого и коричневого. Солнцезащитные очки стали крупнее, массивнее, в ходу были четкие геометрические формы. Особенно модным стал фасон "стрекоза" в круглой оправе. Что касается обуви, то вместе со стилем ретро в моду вернулись модели на платформе. На курортах активно носили летние брюки и джинсы клёш, футболки, элементы спортивной одежды. Длины юбок и платьев колебались между тремя вариантами - мини, миди и макси, а купальники из синтетического эластичного трикотажа поражали яркими цветами и необычными рисунками. В середине 1970-х годов в моду входит одежда из джинсовой ткани и блестящих синтетических материалов в стиле диско. Самые актуальные силуэты демонстрировали западные поп-звёзды в видеоклипах на свои суперхиты.
Пляжные плавки из набивного нейлона. Западная Европа, 1970. Платье-рубашка из шелка с набивным психоделическим рисунком. Торговая марка Ludorf, США, начало 1970-х годов. Обувь на платформе: из комбинированной кожи (Венгрия), из лакированной кожи (Франция), 1970-е годы. Фотоаппарат Praktika. ГДР, 1970-е годы. Экземпляры "Журнала Мод" за 1973 и 1975 годы, Москва. Складной зонт. ГДР, 1970-е годы. Солнцезащитные очки. Франция, 1970-е годы. Летний ансамбль из хлопчатобумажной ткани с рисунком "турецкий огурец", из гардероба балерины Большого театра Евгении Фарманянц (Москва). Венгрия, 1970-е годы.
Солнцезащитные очки «Ромашка». Западная Европа, 1970-е годы.
Курортная мода 1980-х годов. 1980-е годы вернули в женский силуэт широкие плечи. В моду вошли яркие цвета, пышные рукава, крупная бижутерия, брюки-бананы и легинсы. В советской моде ярко отразилась Олимпиада-80: были выпущены флаконы духов, сумки, футболки и модные аксессуары с изображением олимпийского мишки.
Эпоха перестройки знаменита первыми совместными предприятиями, которые изготавливали современную одежду малыми сериями на территории СССР. Иконами стиля становятся звёзды эстрады. Самим известным отечественным дизайнером в конце ХХ века стал Вячеслав Зайцев, получивший за рубежом прозвище "красный Диор" - за частое использование оттенков красного в своих моделях.
В Калининграде в это время основным источником дефицитных модных товаров был магазин "Альбатрос", где моряки и члены их семей приобретали товары за боны, которые им выдавали вместо валюты. Для всех остальных граждан источником модных новинок из заморских стран был рынок-толкучка, располагавшийся там, где сегодня находится Рыбная деревня.
Летняя мода 1990-2000 годов. Начало 1990-х годов печально знаменито дефицитом и распространением моды на неликвид, в большом количестве привезенный в Россию из-за рубежа. Позже стало уделяться внимание экологии - в моду вошла одежда изо льна, хлопка, натуральной шерсти природных оттенков. Гранж, минимализм и исторический максимализм стали самыми популярными направлениями моды девяностых.
В СССР в это время появляются первые глянцевые модные издания, интерес к моде в обществе заметно возрастает - особенно среди молодёжи. Культовым русским дизайнером того времени был Валентин Юдашкин, участвовавший в международных показах десятилетия. Отечественные дизайнеры постепенно начинают создавать собственные коллекции. Ателье и дома моды стремятся внедрять русский стиль в свои творения.
Курортный костюм из хлопчатобумажной ткани с набивным рисунком и жакет из репса. Дом моды Guy Laroche, Париж, 1990-е годы. Летний костюм с ярким принтом. UNGARO solo donna, 1990-е годы. Купальник из лайкры с золотым узором в стиле Версаче. Италия, 1990-е годы.
Курортная мода начала XXI века. С началом двухтысячных гламурный стиль стремительно врывается в жизнь российских женщин. Возникает мода на кроп-топы, вышивку и аппликации из стразов, появляются первые айфоны, главным цветом десятилетия становится розовый. Мода (в том числе, и курортная) делает ставку на сексуальность и соблазнительность: в ход идут высокие шпильки, накладные ногти, обнаженные животы, надутые губы и блестящие аксессуары.
Летнее коктейльное платье из эластичного шелка с набивным цветочным рисунком и металлической отделкой. Дом моды Roberto Cavalli, Италия, 2006. Нарядный жакет с декоративной вышивкой, из гардероба калининградской актрисы Александры Яковлевой, бывшего председателя комитета по вопросам культуры и туризма. Россия, 2010. Плиссированная юбка из шёлка. Торговая марка Etro, Италия.
Адрес музея: Калининградская область, г. Зеленоградск, Курортный проспект, д. 5
Comments