Веер – пожалуй, самый мною любимый аксессуар. Любой веер притягивает мое внимание и завораживает.
Увы, сегодня кроме музеев мы его видим в основном как деталь исторического костюма в кино или театре, дополнение к карнавальному костюму, сувенир из жарких стран, предмет коллекционирования или настенное украшение. Иногда веера появляются на подиумах и в фотосессиях для модных журналов.
Кирстен Данст в фильме "Мария-Антуанетта" (Marie Antoinette, 2006) и Барбра Стрейзанд в фильме "Смешная девчонка" (Funny Girl, 1968):
Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки» (Some Like It Hot, 1959):
Идея веера появилась от пальмового листа, которым в южных и восточных странах обмахивались во время жары для создания ветерка и отпугивания насекомых. Первые веера изготавливали из дерева, бронзы, павлиньих перьев. Огромные нескладные опахала с длинными ручками являлись символом высокого статуса их обладателя, которого обмахивали его слуги. В Древней Греции веер считался атрибутом Афродиты, богини любви.
В Японии веер использовался как оружие: большой веер из железа или дерева с металлическими элементами позволял мужчинам закрываться от стрел и дротиков противника, защищал от солнца и подавал сигналы отрядам.
В Китае веер на стене защищает дом от плохой энергетики и недоброжелательных людей. Главное – правильно его разместить по фен-шуй.
В XVI веке в Европе появились складные веера. Их привезли корабли из экзотических стран вместе с другими необычными восточными предметами. Изначально в Европе их применили во время Венецианских карнавалов, а через 100 лет веер уже стал предметом дворцового церемониала. Король Франции Людовик XIV даже учредил цех веерных мастеров. Веер был постоянным спутником дам во время прогулок и путешествий, на домашних приемах и балах. Пользоваться веером считалось признаком хорошего тона и умения следовать моде. Это подтверждают портреты знатных дам. В то время веера носили только аристократки.
Каждая дебютантка перед своим первым выходом в свет должна была научиться искусству обращения с веером. Веер утратил свое первоначальное предназначение и приобрел новые функции. Веер стал средством общения и тайным оружием соблазна. Дамы, не произнеся ни слова, с помощью веера могли подавать кавалерам тайные знаки о своих желаниях и чувствах.
В XVII-XVIII веках был пик популярности веера. Веера изготавливали из панциря черепахи, бархата, кружев и шелка. Ручки вееров украшали серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Иногда в них вставляли зеркальце. Веера стали предметом роскоши, их расписывали знаменитые художники. Цены таких вееров были такие высокие, что ими закладывали свои карточные долги. Некоторые сохранившиеся веера, по качеству и характерным особенностям живописи, вполне основательно могут считаться произведениями искусства.
На Руси с XVII веером пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена правления Екатерины II. Дамам было запрещено выходить в свет без этого аксессуара. Постоянно менялась веерная мода: форма, размер, цвета, украшения, материалы. Веер Екатерины II:
В середине XVIII века веера стали доступны и представительницами буржуазии.
На протяжении XIX века и Прекрасной эпохи веер оставался модным аксессуаром. Женские модные журналы советовали, как правильно подобрать веер к наряду согласно возрасту и семейному положению хозяйки, а также к виду мероприятия.
Королева Виктория с веером:
Первая мировая война и веера были несовместимы, а во время Ревущих двадцатых веер пережил свой последний расцвет. Большой популярностью пользовались веера из страусовых перьев. Их популяризировали актрисы немого кино. Это привело к значительному сокращению популяции страусов.
Под влиянием «Русских сезонов» в моде украшения веера были китайские, арабские и русские мотивы. Появились веера-меню, веера-программки в театрах, веера-рекламы.
Несколько вееров, которые я видела в разных музеях во время своих путешествий.
Веера в музее Виктории и Альберта в Лондоне:
Веер из кружева в музее кружева в Брюсселе:
Веера в музее дизайна в Барселоне:
Веер с черепашьим панцирем в музее Келвингроув в Глазго:
Веер в Национальном музее Варшавы:
Comments