Роскошные ювелирные изделия, изысканные бальные платья и парадные портреты русской аристократии из собрания Эрмитажа - это комбо представлено на выставке "Драгоценности! Блеск русского двора" в Государственном историческом музее (г. Москва).
Украшения всегда были неотъемлемой частью костюма. Они менялись вслед за модой, предъявляя всё новые требования к ювелирному искусству. Роскошные украшения и аксессуары были призваны подчеркнуть высокий статус владельца, положение в обществе и взыскательный вкус. Пытаясь угодить требовательным заказчикам, ювелиры неустанно развивали своё мастерство, совершенствовали приёмы обработки драгоценных камней и металлов.
На выставке представлены шедевры коллекции ювелирного искусства, выполненные лучшими мастерами разных стран и эпох, принадлежавшие представителям императорской семьи: табакерки, часы, украшения и др.
Во всём мире Русский императорский Двор славился изысканностью и богатством. Императорская семья, придворные дамы и кавалеры, придворные чины и императорские резиденции - всё составляло многогранное понятие "двора". Дворцы и проходившие в них официальные церемонии, парады, грандиозные балы и трапезы создавали величественный образ государства с высоким международным статусом.
Роскошь и блеск императорского Двора в полную силу проявлялись во время балов и маскарадов, когда костюмы и драгоценности были главной составляющей праздника. На выставке представлены шёлковые и бархатные костюмы и платья, украшенные шитьём, вышивкой или кружевами.
Среди экспонатов есть веер из слоновой кости, запечатлённый на портрете княгини Т.А. Юсуповой кисти Ф.К. Винтерхальтера.
Все правители любили приобретать драгоценные предметы, но только с приходом к власти Екатерины II начался новый этап коллекционирования. Парадную опочивальню императрицы в Зимнем дворце переделали в Алмазный покой (современники называли её Бриллиантовой комнатой), где хранились коллекция ювелирного собрания Романовых. Одновременно была начата опись драгоценностей, составляющих "Армитаж Ея Величества".
В 1839 г. по указу Николая I для разросшегося собрания Эрмитажа начали возводить новое здание - Новый Эрмитаж; и помещение с Бриллиантовой комнатой подлежало сносу. Теперь драгоценности были перемещены в Малый Эрмитаж, был образован открытый для публики музейный комплекс со своими правилами, инвентарём, билетами - Галерея драгоценностей Императорского Эрмитажа. После революции 1917 г. ювелирное собрание Эрмитаж пополнилось произведениями из национализированных собраний петербургской знати.
На протяжении столетий коллекция Галереи драгоценностей Эрмитажа являлась показателем богатства и процветания Российского государства. Представленные в ней ювелирные изделия не только исключительные редкости, они также несут в себе мемориальную ценность. Многие из них были выполнены по поводу какого-либо знаменательного события, нередко государственной важности. Поскольку драгоценные металлы и камни испокон веков считались показателем избранности и высокого статуса владельцев, ювелирное дело как нельзя лучше отвечало основной задаче искусства - прославлению правящего строя и страны. Также в Галерею драгоценностей поступали и личные вещи, принадлежавшие умершим членам императорской семьи.
На выставке также представлены парадные портреты русской аристократии.
Comments